Статьи

Будущее уже здесь: как автоматизированные системы агропредприятий контролируют продукцию «от поля до судна»

29.09.2021

Постоянно общаясь с инвесторами и руководителями аграрных бизнесов, связанных с выращиванием зерновых, элеваторами и зернотрейдингом, мы заметили интересную тенденцию: все, от фермеров, до руководителей и инвесторов агрохолдингов, хотят прозрачности своих бизнес-процессов и четкого понимания, где, что и почему они теряют. Агробизнес находится в постоянном поиске решений — как прекратить потери и увеличить свою эффективность.

Все приходят к единому мнению: необходим контроль и учет количества и качества зерна по всей логистической и производственной цепочке, и более того, они уже хотят иметь такой контроль.

Как уже сегодня реализовать подобную систему на практике? 

Для реализации такой схемы нужна «сквозная» система учета и управления — «от поля до судна».

Сегодня уже есть решения, позволяющие организовать такую «сквозную» систему и, что особенно радует, компании-разработчики разных программных и аппаратных решений смогли «подружить» и интегрировать их между собой.

В рамках этой статьи мы рассмотрим, на каких этапах такой производственной цепочки, какие средства автоматизации нужно использовать.

О борьбе с хищениями уже написана масса статей. Одними из основных моментов, направленных на борьбу с этим явлением является: постоянный и прозрачный учет продукции на каждом этапе, контроль действий персонала и исключение принятия им неправомерных и ошибочных решений. Для этого все решения в стандартных ситуациях должны приниматься системой управления автоматически, максимально исключая влияние человека.

Итак, начнем с уборки в поле.

Как понять, сколько тонн комбайн при уборке загрузил в кузов автомобиля?

Может быть, кому-то это покажется удивительным, но подобные решения уже внедряются на нашем рынке.

Небольшие потоковые весы, закрепленные на шнеке комбайна, позволяют замерить вес намолоченной продукции при перегрузке её в зерновоз.

Мобильное приложение для экспедиторов или учетчиков, работающих в поле, дает возможность автоматически сформировать и распечатать TTH, с которой водитель отправляется в рейс. Эти же данные могут быть переданы в офис (бухгалтерию), где на их основе будет выписана бумажная ТТН для водителя, или сразу в учетную систему элеватора, в который везется зерно. Сотрудники элеватора, зернового терминала (ЗТ) или зернового склада не будут вводить данные из ТТН вручную, а только проверят их, что уже само по себе сокращает время обработки машин и уменьшает роль «человеческого фактора». 

Не забываем, еще несколько моментов, о которых очень хорошо рассказано в статье «Закон о перегрузах в Украине: плюсы, минусы и реакция рынка»:  

  • любая грузовая перевозка должна происходить при наличии ТТН (пока в бумажном виде), но государство планирует обязательное использование электронных ТТН (Е-ТТН) для всех автоперевозчиков и готовиться к этому нужно заранее;
  • принятие закона № 3742, и повсеместное введение контроля за перегрузом на дорогах и многотысячных штрафов за эти нарушения так же вынуждают контролировать вес зерновозов даже при загрузке его в поле.

От поля (зернового склада фермера) до элеватора

Контроль за зерновозами от момента погрузки на поле или зерновом складе сельхозпроизводителя до элеватора можно осуществлять с помощью GPS трекеров. Это позволяет контролировать маршрут движения и отсутствие внеплановых остановок. Существующие на сегодняшний момент решения могут интегрироваться с различными GPS-системами контроля движения транспорта.

Этот метод не позволит полностью исключить хищения во время перевозки, но значительно их усложнит.

Оптимизация логистики на элеваторе при приеме автотранспорта поклажедателей

Для увеличения эффективности этого бизнес-процесса нужно решить два вопроса:

  • Организовать внешнюю логистику — добиться того, чтобы машины поклажедателей подъезжали к элеватору согласно электронной очереди, организованной самим элеватором. Особенно это полезно при приеме элеватором нескольких культур одновременно.
  • Уменьшить время обслуживания одной машины.

Управление внешней очередью транспорта на элеваторе (внешней логистикой)

Этот подход уменьшит простой машин поклажедателей и их затраты на оплату автотранспорта и, как следствие, увеличит привлекательность именно этого элеватора в их глазах.

Элеватор же получит организованную и спланированную работу, понимая какую культуру, кто и когда ему привезет в ближайшее время.

 

Организация такой очереди крупными агрохолдингами на собственных элеваторах и перевозящих продукцию своим же транспортом формирует плановость работы, уменьшает время простоев и, как результат, повышает эффективность всей логистики.

Уменьшение времени обслуживания одной машины

Увеличить количество обслуживаемых машин на элеваторе можно двумя путями: увеличить количество точек приемки или/и уменьшить время обслуживания одной машины.

Насчет увеличения точек приемки машин всё понятно, а вот об уменьшении времени обработки одной машины немного поговорим.

Внедрение систем управления внутренней логистикой транспорта, одновременно с обменом информацией с системой учета и управления движением продукции внутри элеватора реально позволяет уменьшить время обслуживания одной машины до 9-10 минут.

Достигается это за счет:

  • Четкой организации всей цепочки операций.
  • Минимизации времени ввода данных: всё, что можно, вводится автоматически или берется из смежных систем.
  • Максимальное исключение участия человека при стандартных условиях проведения операции.
  • «Обучение» системы управления порядку действий в любых нестандартных ситуациях. При появлении таких ситуаций АСУ сама подсказывает оператору его действия и сообщает об этом руководству.
  • Создание системы согласования спорных вопросов сотрудниками элеватора с руководством и поклажедателями. Для этого могут использоваться как чат боты, так и специализированные мобильные приложения, позволяющие руководству принять решение, зафиксировать его в АСУ, передать подчиненным и проконтролировать его исполнение.

Опыт внедрения и эксплуатации таких систем показал, что количество обрабатываемых элеватором зерновозов возросло со 100 до 150 машин в день, и, в среднем, позволило увеличить доход элеватора на 7-15 $ за тонну в зависимости от обрабатываемой культуры. А при среднем весе авто в 25 тонн доход предприятия в пиковый день увеличивается от 8750$ до 18750$

При этом все данные по машине (госномер, номер ТТН, культура, водитель, вес и т.п.), из сформированной в поле (при выгрузке из комбайна) или на зерновом складе у фермера при погрузке машины, ТТН, автоматически вносятся в учетную систему элеватора. Делается это через специализированное мобильное приложение или при записи поклажедателем машины во внешнюю электронную очередь.

Водитель, подъезжая к воротам элеватора в назначенное ему время, получает уже подготовленную для него RFID-метку и, не ожидая полдня в очереди на площадке отстоя, сразу следует по бизнес-процессу.

При этом оператор КПП не вводит все данные вручную с бумажной ТТН, стараясь разобраться в чужом подчерке, а просто сверяет информацию из неё с уже введенной в систему.

Назначение RFID-метки: 

  • «обезличить» машину и все данные по ней для работы служб элеватора (для исключения «человеческого фактора»)
  • он является пропуском для выполнения каждого из этапов при сдаче зерна.

АСУ «ведет» машину с RFID-меткой по всей технологической цепочке, разрешая проезд посредством открытия шлагбаумов или сигналами светофоров, которыми сама и управляет.

Рассмотрим этот процесс по этапам

  • Заезд на территорию элеватора — шлагбаум открывается только после считывания RFID-метки.
  • Обезличенное взятие проб и выполнение лабораторных анализов. Получение всех возможных результатов анализов с передачей их в учетную систему. В случае, если имеются расхождения, которые требуют согласования с руководством элеватора или поклажедателем существует возможность их согласования в чат-ботах или специализированных приложениях.
  • Взвешивание брутто, производится на полном автомате, при этом нет ограничений в производителе весовой системы. Этот процесс полностью автоматизирован и защищен от вмешательства в его результаты. Система контролирует правильность постановки автомобиля и прицепа на весы, сверяет номерные знаки и автоматически передает вес в АСУ ТП.